В этом разделе книги наш автор Владимир Васичкин расскажет об особенностях детского массажа и гимнастики и перечислит массажные приемы, которые рекомендуется использовать во время оздоровительных занятий с грудными детьми.
«Начать свой рассказ я хочу с общих рекомендаций всем родителям и специалистам по детским занятиям. Проводя массаж и гимнастику с грудными детьми, следует помнить о противопоказаниях к упражнениям, таким как воспаление и раздражение кожи, гиперемия отдельных групп мышц, гипотрофия, пассивность ребенка, отсутствие умения стоять, сидеть и т. д. Представленные далее комплексы упражнений являются примерными, поэтому в плане последовательности и дозировки их следует корректировать в зависимости от индивидуального состояния ребенка и его возможностей. Необходимо дозировать каждое движение вначале 2–5 раз и постепенно увеличивать нагрузку и время проведения процедуры, начиная с 10–15 минут. Специалисту по детскому массажу полезно обучить родителей простейшим приемам массажных манипуляций и гимнастических упражнений. Желательно проводить занятия ежедневно с постепенным увеличением нагрузки и обязательно вызывать положительные ответные эмоции у массируемого ребенка, строго соблюдая режим дня. Обязательно нужно следить за всеми возрастными изменениями, наблюдаемыми у ребенка. Постоянно находиться в контакте с лечащим педиатром, выполняя его рекомендации по воздействию на ребенка».
Из лекции профессора В. И. Васичкина
Родителям о детском массаже
Приемы массажа и гимнастики можно начинать с 1,5 месяца жизни ребенка, а в некоторых случаях, например при явно выраженной патологии, и ранее. Рациональнее проводить массажные манипуляции на специальном массажном или пеленальном столе. Дома можно проводить детский массаж на обычном столе или даже в детской кроватке, но предварительно нужно постелить вдвое сложенное байковое одеяло, сверху положить клеенку или непромокаемую ткань и пеленку. Летом, если есть возможность, можно массировать на открытом воздухе при температуре не ниже 20–24 °C.
Желательно начинать массаж не ранее чем через 40–45 минут после еды. Ребенок должен быть спокоен. При всех видах раздражительности, возбудимости, плаче, отказе от предстоящей процедуры массаж делать не стоит. Специалист по детскому массажу не должен использовать никаких мазей и растираний. Даже детскую присыпку, тальк и масло следует применять по необходимости. Массаж необходимо выполнять осторожно, мягко, чистыми, теплыми руками. Массажный стол должен быть высотой до 75 см, шириной – 80 см, длиной – 110–120 см, хотя некоторые авторы рекомендуют другие размеры – 70×70×90 см.
Перед массажем ребенка раздевают, подмывают, укладывают на массажный стол на спину, ногами к массажисту, затем проводят воздействие, начиная с массажа рук, ног, живота, груди, затем спины, ягодичной области и завершая массажем нижних конечностей, стоп с выполнением гимнастических упражнений.
Массажист должен помнить о физиологических возрастных особенностях развития ребенка, при этом строго индивидуально применять различные манипуляции, руководствуясь ответной реакцией.
Специалисту необходимо соблюдать основные принципы составления оздоровительных комплексов в соответствии с возрастной группой и состоянием ребенка. В первый год жизни ребенок утраивает свой первоначальный вес, его рост увеличивается в среднем на 25 см, а вес мозга – в 2 раза. В связи с этим при выполнении массажа и гимнастики необходимо обеспечить охват всех мышечных групп. На одном занятии следует чередовать упражнения для различных мышечных групп, менять исходное положение согласно возрасту и начинать занятия с простых движений, постепенно переходя к более сложным упражнениям. Точность выполнения всех движений обеспечивать простейшими приспособлениями, игрушками, предметами, часто менять позу ребенка.
Массаж обязательно нужен, если у ребенка:
• врожденная мышечная кривошея;
• врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава;
• врожденная косолапость;
• пупочная грыжа;
• рахит;
• детский церебральный паралич;
• сколиоз;
• послеоперационный период;
• врожденные дефекты позвоночника;
• гипотрофия, анемия;
• пневмония у новорожденных, бронхиальная астма;
• родовые травмы периферических нервов;
• асфиксия в легкой форме;
• лимфатико-гипопластический диатез раннего возраста;
• хронические бронхиты, плевриты, ателектазы;
• дискинезия и дисфункция желудочно-кишечного тракта;
• болезни щитовидной железы. Массаж направлен также на улучшение физического развития.
Массаж не стоит делать, если у малыша:
• острые лихорадочные состояния;
• заболевания кожи (гнойные и гнойничковые);
• остеомиелит;
• склонность к кровотечениям;
• тяжелые формы недостаточности питания (гипотрофия, атрофия);
• острые воспалительные поражения лимфатических узлов, мышц, костей (экзема, лимфадениты, флегмоны);
• острые артриты, туберкулез костей и суставов;
• врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации;
• диатез (геморрагическая форма), особенно при гемофилии;
• острые формы нефрита;
• острые формы гепатита;
• большие пупочные, бедренные, мошоночные грыжи с явным выпадением органов брюшной полости и наклонности ущемления;
• значительные расстройства нервной системы

Гимнастика и массаж для детей от 1,5 до 3 месяцев
Особенности. У детей этого возраста наблюдается гипертония мышц-сгибателей конечностей, поэтому в занятиях не используют пассивные движения. Активные движения основаны на врожденных рефлексах: защитном, кожно-мышечном. Расслабление сгибателей проводится легким поглаживающим массажем.
• Массаж рук – поглаживание.
• Массаж ног – поглаживание.
• Массаж живота – поглаживание.
• Выкладывание на животик.
• Массаж спины – поглаживание.
• Рефлекторное разгибание спины – на правом, затем на левом боку.
• Массаж живота – поглаживание.
• Выкладывание на животик 2–3 раза по 2–3 минуты.
• Массаж стоп – поглаживание, растирание, рефлекторное воздействие.
• Рефлекторное ползание.
Рекомендации. Необходимо осуществлять содействие уравновешиванию сгибателей и разгибателей мышц конечностей, особо выделить верхние конечности – ручки и плечики малыша. Проводить «комплекс оживления», положительного эмоционального восприятия действия массажа и гимнастики. Исходное положение ребенка – горизонтальное.
Гимнастика и массаж для детей от 3 до 4 месяцев
Особенности. К этому возрасту исчезает физиологическая гипертония сгибателей рук. Постепенно можно вводить в комплекс упражнений пассивные движения. Укрепляются мышцы шеи. Появляются попытки изменения положения тела, такие как поворот со спины на живот. Исчезает феномен ползания. При оздоровительных занятиях с детьми данного возраста используются следующие массажные приемы на указанных областях тела.
• Массаж рук – поглаживание.
• Пассивные упражнения для рук – скрещивание их на груди.
• Массаж ног – поглаживание, растирание, разминание.
• Упражнения активные и пассивные – поворот со спины на животик вправо.
• Упражнение рефлекторное – «поза пловца».
• Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание.
• Массаж животика – поглаживание, разминание.
• Массаж стоп – растирание, похлопывание, рефлекторное воздействие.
• Ребенок находится лицом к специалисту по массажу. При поддерживании малыша под мышки выполняется пританцовывание. Наклоняя тело ребенка на себя, массажист вызывает у него шаговую реакцию.
• Упражнение пассивное – сгибание и разгибание рук, «бокс».
• Массаж грудной клетки – поглаживание, легкая вибрация.
• Поворот ребенка со спины на животик влево.
Рекомендации. Во время проведения массажа и гимнастики необходимо содействовать уравновешиванию сгибателей и разгибателей ног. Поддерживать все манипуляции ласковыми словами, разговорами. Дозировать все движения по 5–6 раз. Помнить, что в этом возрасте появляются первые признаки торсии при повороте со спины на животик.
Гимнастика и массаж для детей от 4 до 6 месяцев
Особенности. Происходит уравновешивание сгибателей и разгибателей ног. Это значит, что следует проводить пассивные движения ног. Укрепляются мышцы шеи – нужно вводить комплекс упражнений для поднимания головы, плечевого пояса, например выполнять упражнение «парение» на спине. Двигательные условные рефлексы нужно подтверждать звуковыми сигналами, например счетом «раз, два, три…» и т. д. При проведении оздоровительных занятий родителям и профессионалам рекомендуется использовать следующие приемы.
• Массаж рук – поглаживание, разновидности этого приема.
• Скрещивание рук на груди.
• Массаж ног – поглаживание, растирание, разминание.
• Пассивные движения – «скользящие шаги», велосипедные движения, 6–8 раз.
• Поворот со спины на животик вправо.
• Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание, вибрация в виде похлопывания.
• Рефлекторное упражнение «парение» на животе.
• Массаж живота – поглаживание, растирание.
• Упражнение активное – приподнимание головы и туловища с фиксацией ребенка за руки и разведение их в стороны.
• Массаж стоп – растирание, рефлекторное воздействие.
• Сгибание и разгибание рук – «бокс», 6–8 раз.
• Сгибание и разгибание ног как попеременно, так и одновременно, выполняя упражнения пассивно.
• Рефлекторное упражнение «парение» на спине.
• Массаж грудной клетки – поглаживание, растирание, вибрация.
• Поворот ребенка со спины на животик влево.
• Массаж спины и ягодиц.
Рекомендации. Советую применять различные игрушки, например, кольца, погремушки, подготавливать малыша к ползанию. Желательно больше звуковых сигналов, особенно на развитие ритма всех движений. Массаж рук можно дозировать меньше.
Гимнастика и массаж для детей от 6 до 10 месяцев
Особенности. Ребенок выполняет сложные координационные движения. Развиваются статические функции, такие как сидение без опоры, стояние с опорой. Возникновение условных связей с внешней средой. Используются раздражители первой сигнальной системы – слуховые, зрительные, подкрепляемые соответствующими согласованными двигательными движениями. Массаж и гимнастика выполняются по следующему плану.
• Поглаживающий массаж рук и сведение-разведение их в стороны, 8-10 раз.
• Массаж ног – сгибание-разгибание одновременное и попеременное, «скользящие шаги», 6–8 раз.
• Массаж животика – поглаживание, растирание, разминание, легкая вибрация.
• Поворот со спины на животик вправо – движение делает сам ребенок.
• Массаж спины и ягодиц – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
• Ребенок уже ползает, лежа на животике, усложняйте гимнастику движением «парение» на животе (рис. 11) и на спине.

Рис. 11
• Круговые движения руками.
• Попеременное сгибание и разгибание ног, 8-10 раз.
• Напряженное выгибание на руках массажиста.
• Поворот со спины на животик влево.
• Из позы ребенка лежа на животике приподнимание туловища за руки.
• Упражнение активное – присаживание с поддержкой за руки.
• Массаж грудной клетки – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
• Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.
Рекомендации. Укрепляя мышцы спины и ног, родители должны постепенно способствовать переходу ребенка в вертикальное положение. Необходимо также укреплять двигательные рефлексы, улучшать понимание речевой инструкции. В этом возрасте ребенок может стоять и переступать ножками, чему необходимо способствовать. Нужно продолжать выполнение упражнений на развитие торсии позвоночника.
Гимнастика и массаж для детей от 10 месяцев до 1 года 2 месяцев
Особенности. Ребенок может стоять без опоры и самостоятельно ходить, поэтому упражнения делаются с учетом этих поз. Ребенок любит сидеть на корточках, в связи с этим следует использовать больше инструкций, речевых подтверждений по выполнению различных движений с применением всевозможных предметов. У ребенка развивается понимание речи, интонации, и этому надо способствовать. При оздоровительных занятиях с ребенком рекомендуется использовать следующие приемы.
• Обхватывающие движения руками с использованием кольца и поддержкой речевыми командами.
• Сгибание и разгибание рук и ног, сопровождаемые речевой командой и выполняемые приемами поглаживания, растирания, разминания, а также легкими вибрационными воздействиями с выполнением «скользящих шагов» как одновременно двумя ногами, так и попеременно то правой, то левой ногой.
• Поворот со спины на животик вправо, удерживая малыша за ноги. Сопровождать упражнение речевой инструкцией. Данное движение ребенок должен выполнять и без поддержки.
• Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
• Присаживание ребенка при поддержке его за обе ручки, с речевой инструкцией.
• Круговые движения руками – упражнение пассивное.
• Поднятие прямых ног с речевой инструкцией – упражнение пассивное.
• Движение по паравертебральным линиям вдоль позвоночника с соответствующим рефлекторным прогибом позвоночника.
• Поворот со спины на животик при поддержке ребенка за руки, с речевой инструкцией, движение выполнять влево.
• Приподнимание ребенка из позы лежа на животике при фиксации рук, с речевой инструкцией.
• Упражнение для сгибания рук на приседание.
• Массаж грудной клетки и животика – поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
• Дыхательные упражнения, сдавливание на выдохе по боковым линиям грудной клетки.
Рекомендации. Ребенок лежит, а при некоторых упражнениях сидит. Следует стимулировать ребенка к ползанию, для чего широко использовать соответствующие речевые инструкции: «сядь», «дай», «возьми», «держи крепче», «отдай» и т. д. Нужно стремиться укреплять мышцы для сидения, стояния и воспитывать двигательные условные рефлексы с пониманием речи и координации движений, соблюдать ритмичность выполнения движений. Массаж следует проводить до выполнения гимнастических упражнений.
Гимнастика и массаж для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев
Особенности. Ребенок в этом возрасте требует больше активных упражнений, но при этом нужно помнить как о его быстрой утомляемости, так и о способности быстро восстанавливать силы. Групповые занятия следует чередовать с индивидуальным общением, большее количество упражнений на занятиях проводить в игровой форме. Около половины гимнастических упражнений нужно начинать в исходном положении лежа, разгружая позвоночник, мышцы ног, учитывая особенности нагрузки на стопы. В этом возрасте велик процент детей, страдающих плоскостопием, поэтому следует исключить из упражнений спрыгивание с высоты и делать лишь подпрыгивания. Кроме того, требуется давать больше речевых инструкций и подкреплять их соответствующими предметами и действиями. Гимнастика и массаж должны включать следующие упражнения.
• Сгибание и разгибание рук с кольцами и предметами в позе стоя.
• Самостоятельное присаживание ребенка с фиксацией его коленей в позе лежа на спине с возвращением в исходное положение.
• Напряженный прогиб позвоночника ребенка в позе лежа на животике.
• Приседание с кольцами в позе стоя на полу.
• Подъем выпрямленных ног до предмета: гимнастической палки, рук массажиста, при этом ребенок лежит на спине.
• Напряженное выгибание, можно стоя на коленях массажиста.
• Присаживание в позе лежа на спине.
• Наклон туловища и выпрямление, стоя на полу или столе.
• Ходьба по неровной поверхности – по ребристой доске, резиновому коврику, специально оборудованному месту.
• Лазание под гимнастической скамейкой в позе лежа на животе.
Рекомендации. Необходимо следить за дозировкой, поскольку дети быстро утомляются, коллективные упражнения чередовать с индивидуальными движениями, во время которых дети отдыхают.
Начинать упражнения нужно с двумя детьми, затем постепенно образовать группу из 4–6 детей. Во время индивидуальных упражнений остальные дети должны быть заняты. Точность и правильность гимнастических упражнений следует корректировать руками и гимнастическими приспособлениями, а также с помощью простейших аппаратов. Периоды отдыха между упражнениями не должны быть слишком длительными во избежание утраты работоспособности.


0 коммент.:
Отправить комментарий